Цель этой статьи – ознакомить читателя с правилами чтения согласных в английском языке. Это поможет вам сформировать навыки произношения и улучшить технику чтения, успешно подготовиться к сдаче ЕГЭ. В настоящее время одним из главных принципов обучения звукам и интонации является сознательно-имитативный подход. Тем не менее, на своих уроках я также успешно использую принцип сопоставления звуков русского и английского языков с тем, чтобы выявить элементы сходства и различия. Ребята с удовольствием работают перед зеркалом, выполняют различные фонетические упражнения, проговаривая многократно одни и те же слова, что приводит к механическому заучиванию произношения этих слов. Конечно, приходится запоминать и многие исключения. Куда же без них в английском?!

правила чтения

Rules of Reading

Обязательные навыки для учащихся:

— умение воспроизводить устно и записывать под диктовку транскрипционные знаки всех звуков английского языка, как гласных, так и согласных

— умение находить соответствие между словом и его транскрипцией

— умение воспроизводить по транскрипции английские слова, взятые наугад в англо-русском словаре

Итак, из предыдущей статьи «Правила чтения гласных в английском языке» вы узнали, что в английском языке 44 звука: 20 гласных и 24 согласных.

Согласные звуки английского языка можно разделить на:

  • похожие на русские: [f] — [v], [k] — [g], [p] — [b], [s] — [z], [m], [j]
  • отличающиеся от русских: [t] — [d], [ʃ] — [ʒ], [ʧ] — [ʤ], [l], [n], [r]
  • нет в русском языке: [θ] — [ð], [w], [h], [ŋ]

Секреты английского произношения.

  • Произносите губно-зубные звуки [f] — [v] так, как вы произносите их в русских именах Федя, Варвара, Вера, Виктор: favourite, flea, flipper, variant, very, victory, virus, improve, shovel.
  • Произносите губной звук [w] так, чтобы верхние зубы не касались нижней губы; губы сложите так, как будто вы собираетесь свистнуть. Звук произносится на выдохе сквозь губы: what, where, when, why, white, winter, window, Wales, walrus, waltz [wɔːls], with

Исключения: who[huː], whose [huːz], whom [huːm], whole [həul], wholesome [ʹhəulsəm]

Важно! Не путайте произношение звуков [v] и [w]!

Для тренировки произносите фразу “Very well перед зеркалом ежедневно не менее 10 раз (это занимает ровно 10 секунд!), доводя до автоматизма правильное произношение этой пары звуков.

Rhyme time!
  • I see a bird. – What?
  • I see a bear. – Where?
  • I see a hen. – When?
  • I see a cow. – How?

What? Where? When? How?

  • Произносите звуки [k], [p], [t] с придыханием. Чтобы убедиться, что вы правильно произносите эти звуки, выполните следующие упражнения. Поднесите к губам лист бумаги на расстоянии 5 -6 см и произнесите по очереди слова purple, pupil, pillow, price, September, попеременно, то с придыханием, то без него. Если вы правильно произносите звук [p], то от струи воздуха лист бумаги будет отклоняться в сторону, а мелкие кусочки бумаги, выложенные на ладонь, разлетятся.
  • Произносите звуки [t] — [d], [s] — [z], [l], [n], располагая кончик языка на альвеолах (бугорки над верхними зубами). При произнесении русских звуков язык касается зубов.

[t] – time, tiger, cat, potato, tennis, fifty, tea, butter

[d] – Tuesday, dog, London, good, red, draw, daddy

[l] – lion, lane, listen, light, lamp, small, glass, lesson

[n] – nine, ten, eleven, name, nice, plane, paint, independence

[s] – sister, silence, sightseeing, silly, summer, insist

[z] – zoo, zebra, zipper, puzzle, business, buzz, organization, gaze

  • Произносите звуки [ʃ], [ʒ], [ʤ] мягко: sure, wish, passion, pleasure, measure, June, job, jam. Звук [ʤ] напоминает слитно произносимое «дж» в словах «джемпер», «джаз».
Rhyme time!

Jane is eating apple jam,

John is playing with a tram,

Judy’s jumping skipping rope,

Jerry’s blowing bubble soap.

  • При произношении звука [r], в отличие от русского, кончик языка загибается вверх и не вибрирует: sorry, terrific, trip, break, country, river, mysterious.
Rhyme time!

Rain on the grass,

And rain on the tree,

Rain on the river,

But not on me!

  • Произносите звук [ŋ], плотно прижав среднюю часть языка («спинку» языка) к небу. При произнесении этого звука воздух проходит через нос. Для облегчения задачи попробуйте выполнить следующее упражнение: слегка зажмите среднюю часть носа указательным и большим пальцем (в виде «прищепки») и произнесите звук [ŋ]. Чаще всего этот звук встречается в словах с –ing окончанием: reading, speaking, listening, collecting, playing, morning, evening.
Rhyme time!

Busy Friends

I’m calling my friends at half past three.

They’re very busy, they can’t come to me:

Pete is reading a book,

Kate is learning to cook,

Pat is feeding her cat,

Fred is tidying his flat.

  • Звук [h] похож на легкий, еле слышимый выдох. Подуйте на руки, как будто хотите их согреть в зимний холодный день. Когда в легких останется совсем мало воздуха, на выдохе получится английский звук [h]: help, hi, hello, hamster, hungry.

Важно! Не произносите английский звук [h], как русский [х]!

Rhyme time!

Are you happy? Are you sad?

Are you hungry? Are you glad?

 

Hi! How are you? – Fine. Thank you.

How’s your brother? Hope, he’s fine, too.

  • При произнесении межзубных звуков глухого [θ] и звонкого [ð] кончик языка находится между зубами и немного виден. Губы растянуты так, что видны зубы.

[θ] – thanks, three, think

[ð] – mother, father, brother

Don’t mix up!

Sick (болен) – thick (толстый, густой)

Sum (арифметическое действие) – thumb (большой палец)

Sink (тонуть) – think (думать)

Mouse (мышь) – mouth (рот)

  • В русском языке звонкие согласные в конце слова всегда оглушаются, но это никак не влияет на значение слова. Например, если по-русски произнести «морковь» или «моркофь», то всем ясно, что речь идет об очень полезном овоще. В английском языке звонкие согласные в конце слова нужно произносить звонко! Оглушение звонкого согласного может изменить значение слова. Например,

pad [d] блокнот – pat [t ] дружеское похлопывание по спине

bag [g] сумка – back [k] спина

tag  [g] ярлыкtack [k] гвоздик

Определенную трудность во время чтения у учащихся вызывают слова со следующими сочетаниями согласных букв: ch, sh, ph, gh, th, wh, wr, kn и др. Чтобы избежать нелепых ошибок, нужно запомнить несколько правил чтения согласных в английском языке.

Правила чтения буквы “c 

В сочетаниях «ce»,  «ci»,  «cy» буква «c» читается как [s]:

CE – century, cell phone, ceiling, policeman, face, fence, dancer, peace, Greece

CI  – circle, city, pencil, cinema, circus, scientist, the Pacific Ocean, recipe, to recite

CY – cycling, cyclist, motorcycle, bicycle, tricycle, cyclone, cylinder, cypress, Cyprus

 

В сочетаниях «ca», «co», «cu» буква «с» читается как [k]:

CA – camera, carpet, carrot, cabbage, capital, Canada, America, Africa, cage, car, captain, camel

CO – country, continent, compass, crocodile, comet, second, cottage, coal, cold, cook

CU – cut, cup, culture, curtain, custom, cupboard, cunning, cute, cuckoo, cucumber

 

В сочетаниях «ck» буква «с» читается как [k]:

CK – back, black, cock, clock, rocket, pocket, ticket, nickname, sack, rucksack, backpack

Перед согласными и в конце слова буква «с» читается как [k]:

Picture, dictionary, respect, activity, describe, success, climate, clever, article, realistic, picnic

Правила чтения буквы “g

В сочетаниях «ge»,  «gi»,  «gy» буква «g» читается как [ʤ]:

GE – vegetable, legend, large, age, generous, intelligent, ranger, oxygen, geography, algebra

GI – giant, ginger, giraffe, gibberish, engine, logic, logical, original, region, register, neurologist

GY – neurology, gym, gymnastics, gymnast, gym-stick, Gypsy, prodigy, stingy, allergy, biology

Исключения: В словах get, gear, geese, give, girl, gift, gig, giggle, giddy, gibbon, gimmick буква «g» читается как [g].

 

В сочетаниях «ga»,  «go»,  «gu» буква «g» читается как [g]:

GA – gate, game, baggage, navigation, kangaroo, nightingale, alligator, gaga, garlic, gazelle

GO – go, mango, good, god, gold, golf, goblin, goat, goose, gorilla, gossip, government, bingo

GU – guitar, guest, language, linguist, guard, penguin, guinea pig, guide, guess, sea-gull, guy

 

Перед согласными и в конце слова буква «g» читается как [g]:

Granny, grass, green, grey, engrave, England, grater, bag, leg, mug, wig, frog, dog, hedgehog

 

[ŋ] в сочетаниях – ing, – ng:

Building, spring, reading, morning, evening, interesting, king, ring, long, sing an English song, tongue

 

ch — [ʧ]: children, teacher, bench, cheese, chalk, matches, church, birch, chipmunk, sketch

sh — [ʃ]: English, Scottish, she, ship, shop, share, wish, shower, shoulder, shoe, dishwasher

ph — [f]: alphabet, autograph, telephone, philosophy, elephant, atmosphere, phantom, phoenix

th — [θ]: three, thousand, marathon, thunderstorm, thistle, month, health, both, thick, thin

th — [ð]: this, mother, father, brother, together, weather, the Netherlands, bother, although

wh — [w]: what, where, when, why, white, wheat, whistle, whisper, whisk, whirlpool, whiskers

wr — [r]: write, writer, wrong, wrinkle, wrist, wrestling, wreath, wrap, wreck

kn — [n]: know, knowledge, knife, knitting, knight, knock, knot, knee, knick-knack

gh — [-]: daughter, light, night, right, sight, might, delight, though, although, neighbour, dough, bough, eight, ought to, brought (bring), bought (buy), caught (catch), taught (teach), thought (think)

(это сочетание букв, как правило, не произносится)

Исключения: gh читается как [f]  в словах

laugh [laːf] – смеяться

tough [f] – жесткий, трудный, крепкий

rough [rʌf] – бурный (о море), ухабистый (о дороге), резкий (о ветре)

a rough – 1) черновик; 2) грубиян, хулиган

enough [iʹnʌf] – достаточно 

cough [kɔf] – кашель 

trough [trɔf] – 1) корыто; 2) котловина, впадина; 3) пьяница

draughts [draːfts] шашки

draught  [draːft] – тяга, сквозняк

draughtsman  [ʹdraːftsmən] – чертежник

 

Хочу закончить эту статью популярной английской поговоркой:

Early to bed and early to rise makes a man healthy, wealthy and wise.

Кто рано ложится и рано встает, здоровье, богатство и ум наживет.

 

Надеюсь, статья была интересной и полезной. Применяйте на практике основные правила чтения и произношения английских звуков. Оттачивайте свое мастерство день за днем, шаг за шагом, обращая внимание на все тонкости английской фонетики. Используйте изученный материал в процессе подготовки к ЕГЭ по английскому языку.

Поделитесь, пожалуйста, своим опытом изучения английского языка в комментариях после статьи.

Спасибо, что читаете

Thank You For Reading Me!



Related posts: